САЙТ СОЗДАН ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
МИТРОПОЛИТА ТВЕРСКОГО
И КАШИНСКОГО ВИКТОРА

Храмы, часовни, памятники

Спасо-Преображенский храм

Главный храм обители располагается в центре монастыря, является самым большим и значительным сооружением.

Закладка каменного храма во имя Преображения Господня состоялась 29 мая 1902 года, "... постановка цоколя каменнотёсами была окончена 22 июня 1902 года..."

Проект Спасо-Преображенского собора, архитектор В. НазаринПроект здания выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555–1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.

Но при реализации проекта допустили некоторые изменения, а точнее - упрощения: главы храма гладкие, а не витые; не было изысканного и обильного "дивного узоречья" из камня, поливных изразцов, как у прославленной московской святыни. Подобные отступления можно объяснить отсутствием необходимых средств, о чем свидетельствуют архивные материалы.

Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера-крестьяне: каменщики Димитрий Кузьмич Соколов и Василий Богданов- каменщики; производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, Алексей Фёдоров Северов и другие; " обжигали кирпич по местномуспособу в напольных печах". По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма Волго-Верховье, наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское дворянин Алексей Иванович Вараксин.

Строился храм долго. Главный престол освятили только 23 апреля 1920 года.

К сожалению, из-за событий 1917 года внутренняя отделка собора не была завершена. Сохранился лишь проект оформления его интерьера. В иконостасе "предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви. Соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке Богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской". Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, от которых " есть пошла Земля Русская". Народное сознание связывало исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.

Спасо-Преображенский собор строился на добровольные пожертвования людей 18-ти приволжских губерний, большой вклад в строительства внёс государь Николай II и Всероссийское общество Святой равноапостольной княгини Ольги.

Сейчас собор требует срочной точечной реставрации и восстановления.


ФОТО:

  1. Проект Храма во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенского собора), архитектор В. Назарин (Изображение из журнала "Живописная Россия", 1902 г.)
  2. Строительство Спасо-Преображенского собора (фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.)
  3. Спасо-Преображенский собор: нынешний облик (фото Ю.Н. Васильева, г.Осташков)

Никольский Храм 

В 1907 году по инициативе общины начали строить новый деревянный храм во имя святителя и чудотворца Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Построил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости, причем построил быстро. Она была освящена 27 июля 1908 года. Это одноглавый высокий деревянный храм клетского типа сохранился до наших дней. Сейчас храм отреставрирован.

ФОТО: Никольский храм до и после реставрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери

Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери является домовой. Сюда был перенесен иконостас Никольского храма во время его реставрации, здесь сестры молились и совершали богослужения, пока Никольский храм воссоздавался. Сейчас в этом небольшом уютном храме находится почитаемая в Ольгинской обители икона Великомученицы Екатерины – единственная сохранившаяся икона старого убранства Свято-Преображенского собора.


Крестопоклонная часовня

Расположена на возвышенности к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора. Маленькая часовня из бревен, срубленная "в обло", с тесовым четырехгранным шатром. Внутри часовни находится крест и стилизованное изображение, символизирующее водораздел четырех рек: Волги, Днепра, Западной Двины и Ловати.


Часовня над истоком Волги

О деревянной часовне над истоком Волги известно с середины XVII столетия, со времени основания Волговерховского мужского монастыря Преображения Господня. Когда часовня сгнивала, монахи монастыря рубили новую. 

Почти 100 лет среди лесов и болот простоял монастырь, но в 1727 г. обитель сгорела и не возобновлялась здесь до конца XIX века. Лишь маленькая деревянная часовня оставалась стоять над истоком Волги, а паломники продолжали приходить к этим местам. С 1740 г. об истоке Волги и о часовне заботились жители деревни Волгино Верховье. 

В 1814 г. верховье Волги посетил академик Николай Яковлевич Озерецковский, который позднее писал, что близ истока Волги, называемого местными жителями Иорданью, монастырские постройки не сохранились. В июле 1889 г. в деревне Волгино Верховье побывал писатель Владимир Иванович Колосов, который писал, что над истоком Волги стоит небольшая деревянная часовня, завершенная деревянным восьмиконечным крестом, внутри часовни находится «кладезь» (колодец, источник) очень незначительной глубины, всего аршина полтора, с водой темно-желтого цвета, горьковатой на вкус. По утверждению крестьян, последняя часовня была построена здесь лет десять назад, а вообще на этом месте часовня существует «спокон веку».

Во времена существования Волговерховского женского монастыря Святой Равноопостольной княгини Ольги (1907-1924 гг.) в  деревянной часовне у истока Волги почиталась хранившаяся здесь икона «Нерукотворный образ Спасителя», в часовне также находился деревянный скульптурный образ преподобного Нила Столобенского, считавшегося небесным покровителем Верхневолжья. На праздник Богоявления священнослужители монастыря освящали исток Волги.

С октября 1941 по 12 января 1942 года село Волговерховье было занято немцами. При отступлении фашисты засыпали колодец над истоком и сожгли часовню. После освобождени села, бойцы-железнодорожники, прокладывавшие вблизи истока узкоколейку, расчистили колодец над истоком и установили на месте сожженной часовни павильон. В короткий срок плотниками был восстановлен сруб, протянут помост с перилами и резными столбами.  Над входом на него установили высокую деревянную арку, а наверху сделали надпись: «Исток реки Волги». Простоял павильон 15 лет. В 1957 году над истоком был поставлен небольшой деревянный домик.

В день памяти Кирилла и Мефодия 24 мая 1993 г. в Волговерховье в присутствии собравшихся здесь ученых и общественных деятелей архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) было совершено водоосвящение. В июле 1995 г. на истоке Волги совершил молебен и водоосвящение Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. В 1998 г. здесь была сооружена новая деревянная часовня, от которой 20 июня 1999 г. начался крестный ход вдоль рек Волга, Днепр и Западная Двина, берущих начало на Валдайской возвышенности. В 2000 г. дореволюционную традицию освящения истока Волги объединили с началом Волжского крестного хода в один праздник. С этих пор Волжский крестный ход принято начинать освящением волжских вод в деревне Волговерховье.


Памятник Николаю Чудотворцу

У Никольского храма установлен бронзовый памятник святителю Николаю Мирликийскому (авторы – Ольга Панкратова и Борис Сергеев из Санкт-Петербурга). Святителя Николая особо почитают в России, он является помощником во всех делах – охраняет и спасает путешественников, защищает от зла, болезней, наветов. На Руси существовала поговорка: «Нет икон без Никол».

Инициатором создания памятника святителю Николаю стал Борис Иванович Царев, сопредседатель Товарищества русских художников, председатель фонда развития образования «Синергия», академик Международной педагогической академии. Открытие монумента состоялось 29 сентября 2001 года, оно было приурочено к проведению в Верхневолжье большого фестиваля «Земля Истока», посвященного возрождению духовной и культурной жизни этого края.


Поклонный крест на въезде в д. Волговерховье

Установлен приходской общиной и благотворителями монастыря в мае 2012 года на высоком холме напротив жилых построек монастыря.

Фотографии: Установка и освящение Креста в честь Крестного хода, май 2012.
Источник: сайт greenstone.ru

 


Памятный камень у Истока Волги

Плита с надписью «Обрати взор свой на исток Волги… Здесь зарождается чистота и величие Земли Русской. Здесь исток и души народной» была установлена в Волговерховье, у истока Волги, при активном участии Товарищества русских художников и по инициативе его сопредседателя Бориса Ивановича Царева. Большой камень-валун, на котором сделана надпись, был найден на границе Тверских и Новгородских земель председателем Свапущенского сельского совета Иваном Ивановичем Орловым, он же привез камень в Волговерховье. Текст на доске выбил замечательный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Плиту торжественно установили 22 июня 1989 года. В тот день отслужили молебен.